Русский | English
НАШИ ПРОГРАММЫ
Путешествия
Треккинги
Приключения
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Тянь-Шань
Шелковый Путь
Азия
КИРГИЗСТАН
О стране
География
Города
Люди
История
Культура
Города эксп
ДОСТУК-ТРЕККИНГ КОНТАКТЫ

Культура


Традиции и вероисповедание - религия всегда занимала значительное место в духовной жизни киргизского народа. Хотя официальным вероисповеданием киргизов принято считать ислам, полное содержание религиозных представлений народа к нему не сводилось. Домусульманские верования оказались более живучими и жизнестойкими, чем ислам, так как находили благоприятную почву в патриархально-родовых традициях, коренившихся, в свою очередь, в особенностях общественного строя киргизов. Кочевое скотоводческое хозяйство, зачастую зависевшее от проявления стихийных сил природы, также способствовали сохранению домусульманских религиозно-мистических представлений.

Признание ислама киргизами стало более активным только во времена правления Кокандского ханства. На самых важных стратегических пунктах кокандцы строили укрепления и в них, как правило, возводились мечети и селились муллы. Но роль мечети в религиозной жизни киргизов была ограничена, так как строились в укреплениях, а киргизы старались кочевать подальше от них. Однако именно в XIX веке киргизы усвоили основные обряды ислама, в сущность которых глубоко не вникали. Из пяти так называемых "столбов мусульманской религии": исповедание веры, молитвы, поста, раздачи милостыни, паломничества, не выполняли строго ни одного. Они признавали только те мусульманские праздники, которые перекликались с пережитками их ранних религий. Так, после 30 дневного поста, молясь за души умерших предков, они отмечали " Oрозо Айт". В память об умерших пекли борсоки, зажигали свечи (шам), читали Коран. "Курман Айт" отмечался как праздник живых и сопровождался жертвоприношениями.

Наряду с исламом, а иногда смешиваясь с ним, существовали глубокие традиции доисламских верований. Среди них - тотемистические представления, основанные на идее родства группы людей, родов, племен с отдельными животными, птицами. Название одного из крупных северо-киргизских племен - "бугу" (олень). Существует множество суеверий, легенд которые свидетельствуют о тотемном почитании оленя киргизами. С этим можно связать и широко распространенные поверья, связанные с почитанием орла, волка и горного козла. Также имело место поклонение мифическому белому верблюжонку, змее, филину, медведю. В религиозных представлениях киргизов важное место отводилось культам природы, и самому древнему среди них - небу. Оказавшись в трудной ситуации, киргиз обращался к небу со словами: " Окажи мне благодеяние, небо!". При благословлении молодых или выражении благодарности кому-либо говорили: "Да благословит тебя небо". С небом связывали киргизы и проклятие кому-либо: "Да накажет тебя небо!". В культе природы большое внимание киргизы уделяли поклонению земле и воде, как носителям начала жизни. Они почитали всю земную поверхность как божество "Джер-суу". Один из самых древних обрядов "Джер-суутаюу", во время которого божеству приносили в жертву животных. Культ предков занимал одно из главных мест в системе доисламских представлений. Духи предков, по представлениям киргизов, покровительствовали оставшимся в живых близким, оберегали от разного рода несчастий.

Шаманство и связанные с ним представления и способы лечения занимали существенное место в мировоззрении киргизов и устойчиво сохранялись в быту. Шаманы могли быть черными и белыми. Наиболее могущественными считались черные шаманы. Их предназначением было излечивать болезни и прорицать. "Лечили" и "прорицали" с помощью духов. Считалось, что шаманский дар передается по наследству. Много семейных традиций переплеталось с религиозно-мистическими ритуалами. Так, например, с появлением в семье ребенка, наряду с "Джентек той" (пир по случаю рождения) и "Тушоо кесуу" (разрезание пут на праздновании первого года жизни ребенка), когда родители организовывали праздник с угощением, развлечениями и веселыми играми, существовали ритуалы, которые связывались с верой в сверхъестественные силы. Например, укладывание ребенка в колыбель ("Бешике салуу") и состригание волос ребенка ("Чач алдыруу"). Одним из самых важных семейных событий была свадьба. Она включала такие ритуалы, как калым - выкуп невесты, различный обмен одеждой между родителями жениха и невесты, дорогим приданым, прощальными танцами и жертвенным подношением животных для пары.
Из традиционных праздников прошлого можно назвать праздник встречи Нового Года - Нооруз, который приходится на 21 марта.

Эпос "Манас" - история и культура киргизов, их хозяйство, быт, обычаи и нравы, этические нормы, географические и религиозные представления отражены в эпосе "Манас". Это своего рода энциклопедия киргизского народа, его гордость. Эпос имеет тысячелетнюю историю и превосходит по объему многие известные эпосы мира. Главный герой Манас - лидер, идейный вдохновитель киргизского народа. Все события эпоса развиваются вокруг образа Манаса, главной идеей которого было создание независимого киргизского государства. Эпос повествует о борьбе народа за независимость, воспевает отвагу героев, проявленную в кровавых битвах с захватчиками, рассказывает о богатырях, отстаивающих идею народного единства и независимости.
"Манас", в отличие от эпосов других народов, от начала и до конца составлен в стихах. Эпос сохранился благодаря гениальному таланту сказителей - манасчи, которые наизусть рассказывали десятки тысяч строк в колоритной специфической манере. Мелодия "Манаса" состоит из различных интонаций. Согласно традиции, его исполнение длилось в течение нескольких дней или даже недель. Исполнение "Манаса" считалось и считается большим искусством.

Национальные конные игры - конь для киргиза - всё, еще П. П. Семенов-Тянь-Шанский писал: "Киргизы половину жизни проводят верхом на лошади, потому как лошадь - это самое дорогое, что может быть в их жизни". Киргизы считают лошадь своим другом, веря, что бог сотворил его из остатков той же глины, из которой сотворен сам человек. На лошади киргиз трудился, на лошади киргиз и отдыхал. Конные игры и соревнования издревле были неотъемлемой частью киргизского досуга.

Оодарыш - борьба на лошадях, которая требует силы и ловкости в сочетании с умелой верховой ездой. Цель игры состоит в том, чтобы схватить соперника и столкнуть его с лошади. Поскольку киргизы прирожденные наездники, гонки на лошадях - один из самых любимых видов спорта среди них. Соревнования проходят на дистанции от 4 до 50 км. Наездниками иногда были 10-13-летние мальчики, на лошадях без седла. Лошади должны быть быстрыми и выносливыми, а наездники - опытными.

Кыз-Кумай ("Догони девушку"). В прошлом эта игра была свадебным ритуалом. Его участниками были невеста, жених и сестра жениха, которая помогала девушке сбежать от жениха. Друзья невесты и жениха также принимали участие в игре. Согласно правилам, невесте давали лучшую лошадь, и она мчалась первой, имея 20-метровое преимущество. Жених должен был поймать девушку и поцеловать ее или кинуть и попасть в нее свом головным убором. Таким образом он доказывал девушке свою любовь и обеспечивал себе право жениться на ней. Случалось, что из-за плохой лошади жених был не в состоянии догнать девушку.

Кок-Бору или Улак-Тартыш - борьба между наездниками за тушу козла, является очень популярной конной игрой в Центральной Азии. Словосочетание "кок бору" переводятся с киргизского как "серый волк". История игры уходит корнями в далекое прошлое. Она зародилась, когда стада домашнего скота находились круглый год на выпасе в степях и подвергались нападению волков. Из-за нехватки огнестрельного оружия, скотоводы не могли справиться с волками. Прочно держащиеся в седле джигиты на быстрых и выносливых лошадях загоняли волка до смерти, били его палками и камчой, поднимали его с земли и забирали друг у друга. Позже, ведя уже оседлый образ жизни, люди заменили "кок бору" на "улак тартыш" - борьба за тушу козла. В игре принимают участие 2 команды из 2-4 человек в каждой. Игровая площадка - 200x150 метров. На противоположных сторонах площадки устанавливаются флаги на 10 метровом расстоянии друг от друга, они являются "воротами". В центре поля помещен круг диаметром 6 метров, куда, перед соревнованием, кладут обезглавленную 30-40 килограммовую тушу козла (улак). По сигналу, капитаны команд едут к центру и начинают бороться за тушу козла. Как только улак поднят с земли, в борьбу вступают остальные члены команд. Победителем игры становится команда, забросившая улак в ворота противника большее количество раз.

 



Киргизстан » Культура